С 13 июня текущего года на месяц была приостановлена лицензия страховой компании «Алтын Полис», имеющей самый крупный клиентский портфель на рынке обязательного страхования ответственности владельца автотранспортных средств. И по существующим нормативам на этот период компания не имеет права заключать новые договоры страхования, а лишь выполняет ранее взятые обязательства.
Тем не менее спустя несколько дней в компанию «Коммеск-Омiр» поступило заявление о прямом урегулировании страхового случая, где другой стороной выступал клиент «Алтын Полиса», предъявивший страховой полис, выданный 18 июня 2009 года в Алгабасском районе Шымкентской области. Данный случай продемонстрировал крайне слабую связь страховых компаний с собственной агентской сетью, а также отсутствие в законодательстве порядка урегулирования убытков в подобных ситуациях.
Агент на связь не вышел
Большинство компаний в целях экономии средств не имеют в регионах штатных агентских сетей и прибегают к услугам независимых агентов. Техническая оснащенность их торговых точек оставляет желать лучшего, единственное средство связи – мобильный телефон. Сам агент может появиться в филиале по мере реализации полисов, хотя обязан ежедневно сдавать информацию в базу страховой статистики.
В Казахстане 160 районов, за один день их не обзвонишь. Поэтому когда у компании отзывают лицензию, информация об этом доходит до районного филиала спустя недели, а в это время агенты не прекращают выписывать новые документы. «На сегодняшний день закон слабо регулирует статус страхового агента, им может стать практически любой человек с улицы, – отмечает исполнительный директор информационно-консультационного центра “Финансы и страхование” Владимир Пискунов. – Кроме того, в массовых сегментах страхования, к которым относится ГПО автовладельца, компании зависимы от страховых агентов, обеспечивающих поток клиентов. Такие страховщики получают долю рынка за счет количества агентов, которых по причине низкого профессионализма затрудняются администрировать».
Ситуация с агентами частично решаема за счет сокращения агентской комиссии – регулятор рынка уже предложил ограничить ее 10%. Но страховщики всегда найдут способы дофинансировать своих агентов, поэтому нужны жесткие требования к качеству работы агентов, их обязательная сертификация и лицензирование. Необходим механизм привязки агента к страховой компании, чтобы компания, обеспечивая профессиональный рост агента, могла влиять на его лояльность к себе и качество его работы. Например, мог бы помочь независимый профессиональный институт сертификации агентов, давно используемый в мировой практике. Законодательно можно предусмотреть, что сертификат агента будет подтверждать его статус только у одного страховщика.
В ответчики – рынок
Что касается убытков, то при осуществлении прямого урегулирования страховая компания потерпевшего в подобных случаях может не признать действительности полиса виновника аварии. Если же страховая компания пострадавшего все-таки произведет выплату, то она рискует не возместить своих потерь.
«Коммеск-Омiр» заявил о намерении в полном объеме осуществлять прямое урегулирование независимо от ситуации, складывающейся в «Алтын-Полисе». «В дальнейшем дела решаются либо в судебном порядке, либо мы прибегаем к помощи страхового омбудсмена, – пояснил зампредседателя правления компании Владимир Акентьев. – Долг “Алтын-Полис” перед нами продолжает неуклонно расти, и вероятность его добровольного и своевременного погашения невелика». Сейчас долг составляет около пяти миллионов тенге.
Избежать подобных ситуаций могло бы подключение к процессу Фонда гарантирования страховых выплат. По мнению г-на Акентьева, «тогда компания, осуществившая выплаты по прямому урегулированию, могла бы возвращать проплаченные суммы из средств фонда». А с ним бы уже расплачивалась компания-должник.
По словам омбудсмена Виталия Веревкина, если «Алтын Полис» признает свой полис и обязательства по ним легитимными, она может провести платеж. Правда, компания в сложном финансовом положении и не может оплатить задолженности по вынесенным омбудсменом решениям о выплате средств. «Пока информации о том, что решения исполнены, у меня нет. Наоборот, они накапливаются, если месяц назад их было 28, то сейчас 45», – уточнил г-н Веревкин.
Случай с «Алтын Полис» не единичен. Три года назад похожее произошло с компанией ЦАСО, но поскольку прямого урегулирования еще не было, большой огласки дело не получило и ситуация разрешалась страхователем через суд.
С ростом объемов обязательного страхования, при откровенно слабом администрировании страховыми компаниями внутренних бизнес-процессов, похожие проблемы могут расти как снежный ком. А так как ответственных страховщиков на рынке меньшинство, регулятору уже пора заняться улучшением качества инфраструктуры страхового рынка.
Татьяна БАТИЩЕВА, автор «Эксперт Казахстан»
Вся пресса за 6 июля 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, За рубежом, Агенты, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 мая 2025 г.

|
|
Интерфакс, 30 мая 2025 г.
Обращений в Службу финуполномоченного по ОСАГО в I квартале стало больше на 20%

|
|
Известия онлайн, 30 мая 2025 г.
Аналитики назвали самые популярные вещи для страхования

|
|
kazanfirst.ru, 30 мая 2025 г.
Агрострахование на подъеме: как климатические риски меняют сельское хозяйство России и Татарстана

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
GFIA призывает IAIS решить проблему растущего глобального разрыва в пенсионной защите

|
|
Тульская служба новостей, 30 мая 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить тулячке полное возмещение за ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Брокерам пора изменить мышление: как бороться с угрозой недострахования на мягком рынке

|
|
Омск-Информ, 30 мая 2025 г.
Наибольшее число ДТП с туристами из Омска фиксируют страховщики

|
|
ТАСС, 30 мая 2025 г.
Две страховые фирмы стали соответчиками по спору о компенсации ущерба от крушения танкеров

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
MGA: между инновацией и выживанием — что ждет управляющих агентов на меняющемся страховом рынке

|
|
МК в Новосибирске, 30 мая 2025 г.
В Новосибирске взяли банду организаторов фиктивных ДТП

|
|
Forbes, 30 мая 2025 г.
Оплачивать лечение исключительно в частных клиниках могут только 3,7% россиян

|
|
korins.ru, 30 мая 2025 г.
НСИС назвал 4 страховщиков-лидеров по использованию данных из АИС страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Испанские страховщики предприняли «ограниченные» действия по ценообразованию в связи с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Parametrix запускает страховку от продолжительных сбоев систем

|
|
РБК (RBC.ru), 30 мая 2025 г.
Карельским рыбоводам хотят помочь со страхованием на федеральном уровне

|
|
мвд.рф, 30 мая 2025 г.
В МВД Северной Осетии возбуждено уголовное дело в отношении группы лиц, подозреваемых в мошенничестве в сфере страхования

|
|
Fishnews.ru, Владивосток, 30 мая 2025 г.
Сенаторы видят новые возможности для поддержки рыбоводов

|
 Остальные материалы за 30 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|